Вебинар-практикум «Я-спокоен, ты-спокоен»
В настоящее время большинство людей в современном мире испытывает стресс.
За период пандемии инфекции «ковид-19» число обращений за профессиональной психологической и психотерапевтической увеличилось в три раза.
Постоянный информационный негатив, новости с отрицательным содержанием оказывает очень сильное влияние на эмоционально нестабильные категории граждан.
Максимально этому стрессу подвержены люди пенсионного возраста и другие социально незащищенные категории граждан.
Эмоционально взволнованный человек ищет поддержки и заботы. Именно с такой категорией клиентов фармацевт сталкивается ежедневно.
На первый взгляд профессиональная деятельность провизоров может показаться спокойной и не сложной. Но если углубиться в психологические аспекты этой деятельности, то можно обнаружить массу нюансов, которые вызывают раздражение и как следствие — стресс для психологического комфорта и здоровья работников первого стола. Поэтому фармацевтам важно знать психологические механизмы урегулирования собственного эмоционального состояния и приемы активизации защитных механизмов организма человека от влияния внешних раздражителей.
Следует отметить факторы, которые ведут к снижению эффективности в работе провизора и как следствие, к стрессовой ситуации.
· Социальное напряжение
· Напряжение в принятии решения
· Сложность в навигации продукции
· Очередь
Какие признаки помогают определить, что посетитель аптеки находится в сильном стрессовом состоянии, что ему необходимо особое внимание?
· Придирчивость
· Неуверенность в принятии решения
· Недоверие
· Нервозность
· Агрессивность
· Не готов к коммуникациям
Чтобы выстроить эффективный диалог с клиентом, находящимся в состоянии стресса, необходимо знать возможные ответные реакции на сложившуюся ситуацию.
В стрессовой ситуации организм начинает активно вырабатывать два гормона адреналин и норадреналин. Выделение этих гормонов провоцирует поведенческую реакцию, известную как реакция «бей, беги, замри».
Реакция «бей, беги, замри»
К примеру, если животное чувствует угрозу со стороны хищника, оно может проявить одну из связанных со стрессом реакций:
Бей — напади на хищника;
Беги — убеги от хищника
Замри — остановись, не двигайся, притворись мертвым.
Человек недалеко ушел от животного в плане инстинктов, поэтому мы и реагируем на угрозу одним из вышеперечисленных способов. Разница лишь в том, что для нас угроза исходит не со стороны тигра в кустах, а например от сжатых сроков на выполнение тех или иных задач, ссоры с близким человеком.
К слову, стресс может быть и позитивным явлением, проблема лишь в том, что при переизбытке он начинает негативно влиять на наше как физическое, так и психологическое здоровье.
Переосмыслить реакцию «бей, беги, замри» — сделать первый шаг на пути к контролю стресса.
Ведь в большинстве ситуаций можно рассматривать стресс позитивно, а не только как исключительно негативное явление.
Для этого потребуется:
- Осознать, в какие моменты нашей жизни стресс может оказаться полезным;
- Знать, как правильно реагировать на стресс в тех или иных ситуациях. Реакция «бей, беги, замри» выработалась по практическим причинам, она применима и в повседневной жизни, просто в иных формах;
- Сегодня, стресс уже не вызывают вещи, которые «угрожают жизни». Но, эти же раздражители могут нам помочь, направят внимание в нужное русло.
Как переосмыслить стресс
- Переосмысление стратегии «Бей» — стресс подталкивает к более активным действиям для устранения проблемы и помогает сосредоточиться на ее решении. Например, стресс перед экзаменом может мотивировать вас готовиться усерднее;
- Переосмысление стратегии «Беги» — стресс помогает избегать вещей (ситуаций или людей) которые вас бесят, напрягают, заставляют чувствовать дискомфорт. Так, например если вас раздражает один из сотрудников на работе, вы будете стараться тратить минимальное количество времени на общение с ним. Следствие — будете чувствовать себя лучше;
- Переосмысление стратегии «Замри» — стресс может заставить вас сделать шаг назад и переоценить ситуацию, прежде чем столкнуться с ней вновь. Например, если вы постоянно испытываете стресс на работе, вследствие внешних факторов (авторитарный начальник, неблагоприятные условия труда) вы можете подумать, стоит ли работать в этом месте.
Рекомендации для снижения стресса
· # 1. Обратите внимание на время суток, когда вы чувствуете себя наиболее уставшими.
Ваш организм требует перезагрузки, поэтому определитесь с часами, когда нужно обязательно сделать перерыв, независимо от степени загруженности;
· # 2. Определитесь с типом отдыха, который позволяет максимально зарядиться энергией.
Зачастую это зависит от характера работы. Сделайте комплекс физических упражнений;
· # 3. Используйте как короткие, так и длинные перерывы.
Иногда сменить род деятельности на 5-10 минут вполне достаточно для того, чтобы снять стресс и отдохнуть. Но, в некоторых случаях потребуется куда больше времени, прежде чем вы сможете снова войти в строй. Именно для этого и придумали отпуск!
· # 4. Перестаньте думать об отдыхе, как о лени.
Самые умные и трудоспособные работники в нашем обществе — это те, кто знают, как сделать перерыв, когда это действительно важно.
Если вы хотите снизить уровень стресса, знайте, когда на носу сложные дела и, казалось бы, неразрешимые задачи — просто сделайте шаг назад, отвлекитесь и немного отдохните.
· Понятно, что каждый из нас переносит стресс по-разному, но когда вы найдете идеальный баланс между напряжением и расслаблением, то обретете не только внутреннюю гармонию, но и ключ к максимально продуктивной деятельности.
Желаю вам эффективной работы и оставаться в ресурсе!
Автор - Татьяна Медведюк, коуч - член ICF, консультирование "Твой портрет лидера". Занимается проведение открытых мастер-классов, тренингов, обучения