Одна из главных компетенций фармацевтов это клиенториентированость и проявление эмпатии.
Постоянное общение с большим количеством людей, частые контакты с людьми в проблемных ситуациях, невозможность отказаться от общения с посетителем, незащищенность от недоброжелательного поведения, необходимость сдерживать свои эмоции, всегда быть вежливым и доброжелательным – все эти факторы способствуют снижению профессиональной производительности, спаду эмоционального фона. Продолжительная рабочая смена (до 24 часов), невозможность из-за работы уделять достаточное время семье, нарушение режима дня – эти факторы запускают механизм эмоционального истощения сотрудников первого стола.
Это неизбежно? Профессиональное выгорание имеет объективные причины и является следствием некомпенсированных нагрузок на эмоциональную сферу.
Стадия выгорания 1. Напряжение.
Признаки:
· Тревожность, неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью
· Клиенты и коллеги вызывают негативные эмоции
· Отстраненность в общении
Стадии выгорания 2. Сопротивление
Признаки:
· Неприязнь к покупателям и коллегам
· Стремление уменьшить круг своих обязанностей, особенно связанных с общением
· Сотрудник склонен обвинять окружающих в придирках, несправедливости.
Стадия выгорания 3. Истощение.
· Ресурсы эмоциональной сферы исчерпаны, опустошение, разбитость
· Потеря психологического здоровья, профессиональных навыков
· Ухудшается здоровье, снижение иммунитета
Необходимо вовремя отслеживать состояние сотрудников путем анкетирования.
Диагностика, анкетирование и замер уровня выгорания проводится по трем основным параметрам: - эмоциональное истощение - деперсонализация (отстраненность, равнодушие или негатив по отношению к клиентам и коллегам) - редукция личных достижений.
Адаптированный вариант методики К.Маслач, С.Джексон,
Что же делать, если вы заметили первые признаки эмоционального истощения?
Наладить режим дня и режим рабочего дня. Успокоить свой организм и сделать понятным то, что от него требуют: отход ко сну и подъем в одно и тоже время, прием пищи по часам, прогулка, отдых.
Необходимо рационально использовать трудовые ресурсы, нормировать нагрузку.
Управление трудовыми факторами риска, создание комфортных условий труда, уменьшить нагрузку – все эти действия способствуют уменьшению напряжения в работе фармацевта.
Больше положительных эмоций!
Отдыхайте активно, посещайте мероприятия, которые дарят положительные эмоции, общайтесь с друзьями.
Берегите фармацевтов!
Необходимо обучать сотрудников аптек тому, как распознать первые признаки эмоционального выгорания, каковы методы его профилактики.
С этой информацией необходимо знакомить начиная со времени обучения специальности, и затем во время прохождения курсов.
Grainger (1994): Врачей много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться с неизбежными стрессами.
Будьте внимательны к себе и здоровы!