«Сон – лишь дурная привычка»
Наполеон Бонапарт
Мы привыкли делить все психотропные средства на две большие категории: психолептики и психоаналептики.
Психолептические препараты способны оказывать успокаивающее, затормаживающее, противотревожное действие. К психолептикам традиционно относят снотворные средства. Эти препараты дозозависимо усиливают процессы торможения и угнетают процессы возбуждения в структурах мозга, отвечающих за уровень бодрствования. Большинство снотворных прямо или опосредованно усиливают действие главного тормозного нейромедиатора ЦНС – гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), проявляя при этом разную степень избирательности.
Так, снотворные первого поколения (барбитураты) практически в одних и тех же дозах проявляют снотворный, противотревожный, амнестический, противосудорожный и миорелаксирующий эффекты, а при увеличении дозы – токсическое действие.
Препараты второго поколения (бензодиазепины) в малых дозах демонстрируют седативное и противотревожное действие, а в более высоких – снотворное, противосудорожное и миорелаксирующие.
Третье поколение снотворных (Z-препараты) тоже не идеальны, но наиболее избирательны в эффектах – в малых дозах оказывают только седативное и снотворное действие, а при увеличении доз вызывают противотревожный и противосудорожный эффекты. На сегодняшний день считается предпочтительным кратковременное (не более 3-4 недель) использование короткодействующих средств «засыпания». «Выключи свет, включи сон».
Совсем не случайно почти все снотворные относятся к препаратам рецептурного отпуска, а многие и к списку психотропных и сильнодействующих, некоторые подлежат предметно-количественному учету. В этих условиях вполне оправдано стремление поиска более доступной и безопасной альтернативы.
Традиционным является внимание к возможностям использования успокаивающих (седативных) средств. Мелисса, валериана, хмель, зверобой, пустырник… в разных комбинациях и лекарственных формах изменяют баланс процессов торможения-возбуждения в ЦНС и зарекомендовали себя в качестве эффективного успокаивающего воздействия. Однако многочисленные попытки применения их вместо снотворных препаратов нельзя признать успешными.
Так, систематический обзор 2006 года шестнадцати рандомизированных плацебо-контролируемых исследований влияния валерианы на качество сна не смог подтвердить доказанного эффекта.
Проблема в том, что затормаживающее действие седативных средств неизбирательно, угнетает в большей степени кору головного мозга, а не специфические структуры, отвечающие за уровень бодрствования. Следует отметить, что седативные препараты не включаются в клинические рекомендации по лечению бессонницы несмотря на многолетний опыт использования.
Успокаивающее действие седативных средств при нарушениях сна, пожалуй, может быть полезно, но собственно снотворным оно не является и «включить сон» не может. Кстати, считается, что Наполеон после двух бессонных ночей признал ошибочность своего утверждения.
Сон такая же важная часть жизни как и бодрствование. «Те, кто несчастлив, и те, кто плохо спит, привыкли этим гордиться» говорил Нобелевский лауреат Б. Рассел. Давайте будем хорошо спать и будем счастливы!