В 60-х гг. 20 века в
Сирии начала бурно развиваться фармацевтика. За пять десятилетий она стала одной из самых развитых на Ближнем Востоке.
Порядка 20% всех производств государств Арабской лиги работали в этой стране. Сама Сирия на 85% закрывала свои потребности в лекарствах самостоятельно и только 15% импортировала. Объем собственного производства составлял 1 млрд 170 млн долларов ежегодно.
Но все изменилось в 2011 году, когда в стране началась война.
Сегодня мы расскажем, как работает аптечное дело в Сирии, стране, которая остается одной из самых опасных горячих точек мира.
История успеха и провалаВ 60-х гг. в Сирии появились государственные фармацевтические предприятия «Тамико» и «Димас», они и стали трамплином для всей отрасли: начали производить недорогие лекарства очень высокого качества.
Центрами фарминдустрии стали три города: Алеппо, Дамаск и Хомс. За 50 лет из двух производств отрасль выросла до 6895 заводов. Часть продукции оставалась в стране, в том числе в виде помощи населению, часть продавалась за рубеж — и весьма успешно. Сирийские лекарства покупали в 67 государствах мира.
В самый плодотворный для сирийского аптечного дела 2011-й здесь открыла свой бизнес россиянка Елизавета Евдокимова. Девушка закончила Ярославский медицинский университет по специальности «фармацевт» и переехала в Сирию, выйдя замуж. Через полгода она открыла аптеку в Алеппо.
Елизавета отмечает различия между тем, как обстоят дела в Сирии и в России:
- Цены на лекарства в Сирии регулируются государством. Они поступают в пункты продаж со вписанной ценой. В разных точках препарат будет стоить одинаково. Это комфортно для посетителей и исключает конкуренцию между фармацевтическими точками за счет снижения цен. «Своих» покупателей владельцы привлекают знаниями, бонусами, вежливым, участливым обращением. К примеру, в практике девушки были случаи, когда приходили неграмотные клиенты и не понимали, что им написал врач. Приходилось объяснять им, как и когда принимать препарат.
- Производители доставляют лекарства прямо в аптеки, без посредников.
- Нет бюрократии. Аптекарь обязан вести только один журнал ПКУ, куда вписываются психотропные и наркотические средства.
- Специальной лицензии на них не требовали.
После начала войны россиянка закрыла дело и уехала вместе с семьей домой.
Как работать, когда стреляют?Местные аптекари отмечают, что с 2011-го отрасль то замирает, то вновь оживает. В местах, где идут активные боевые действия, аптеки закрываются, но как только жизнь налаживается, точки снова начинают работать.
Хуже обстоят дела с поставками товара. На территориях, которые захватили боевики, не работают заводы, поэтому некоторые лекарства уже много лет достать в Сирии очень сложно. К примеру, не хватает гормональных и противоопухолевых препаратов. Сейчас власти стараются закрыть потребности с помощью импорта. Покупают все, вплоть до детского питания: каши и молочные смеси привозят из Ирана, Кореи и даже Польши.
Самые популярные среди местных лекарства:- Обезболивающие.
- Антибиотики.
- Сиропы от кашля.
- Противовирусные препараты.
- Сердечные лекарства.
- Таблетки от давления.
Режим работы и постыЧаще всего, аптеки работают с 9 до 21 часа без обеденного перерыва. Круглосуточные аптеки не популярны, их мало, к тому же владелец должен доплатить за возможность работать ночью.
На график работы 24/7 обычно нет спроса, исключение — Рамадан. В это время все аптеки могут без доплат работать до 2 часов ночи. Дело в том, что во время мусульманского поста нельзя есть и употреблять лекарства до захода солнца, и многие придерживаются этого правила. Аптекари бывают вынуждены придумывать специальный режим лечения для тех, кто постится.
Особенности работыФармацевт в Сирии — исключительно мужская профессия. Удел женщины —хозяйство и устройство быта, занятия с детьми, которых у одной матери бывает 5 или 6.
Между провизорами и фармацевтами огромная разница. Только провизор может открыть аптеку, он — почти то же самое, что доктор и вполне может сам выписать рецепт и продать его посетителю. Фармацевт может трудиться только как наемный рабочий.