Некогда цветущая богатая страна с развитой торговлей. Но все это в прошлом. Сегодня первое, что приходит на ум, когда слышишь про Афганистан, — война. А еще — нищета, болезни, разруха. Здесь уже много лет не прекращаются вооруженные конфликты, уровень медицинского обслуживания один из самых удручающих в мире. Хуже ситуация только в Сомали и Сьерра-Леоне.
Сегодня мы расскажем, как болеют и лечатся люди и в каких условиях работают фармацевты в стране, где каждый день случаются военные столкновения.
Болеть не вредно, а смертельно опасно
По данным исследователей, около 6 млн афганцев не получают никакой медицинской помощи. Они просто не могут до нее добраться, особенно это касается жителей сельской местности и горных районов. Поэтому эпидемии и запущенные семейные болезни здесь не редкость.
Туберкулез — настоящий бич этих мест. Им болеют, по разным подсчетам, около 30% населения.
Гельминтоз — проблема №2. Им заражены до 90% афганцев.
Сезонные вспышки брюшного тифа или холеры — вполне обычное дело. Смертность среди больных людей, оставленных без квалифицированной помощи, весьма высока.
Женщины в этой стране очень плодовиты. На одну фертильную афганку приходится в среднем 6 несовершеннолетних. Но детская смертность самая высокая в мире.
Продолжительность жизни одна из самых низких в мире — около 43 лет.
К 2017 году Афганистан остался одной из трех стран, в которых свирепствует полиомиелит. Он поражает центральную нервную систему детей, которые после болезни не могут полноценно двигаться.
Почти весь опиум, который продают на мировом рынке, пришел из Афганистана. Им засевают огромные территории.
Нехорошие таблетки
До начала войны, то есть до 1979 года, фармацевтическая отрасль в Афганистане процветала. Часть препаратов даже продавали за рубеж. Сегодня почти все, что можно найти в аптеках — это экспорт. Лекарства поставляют из Ирана, Индии, Пакистана, ОАЭ. Треть препаратов — это гуманитарная помощь, которую раздают в госпиталях бесплатно. Оставшиеся 70% продаются у частников.
Практически весь ассортимент аптек — нелицензированная продукция или попросту контрафакт, который незаконно переправили через границу. Никто не знает, где хранились эти таблетки, при какой температуре и в каких условиях их доставляли. Но выбирать не приходится. Афганцы покупают то, что есть. Возможно, одна из причин этого — тотальная безграмотность. Только 43% местных мужчин и всего 12% женщин умеют читать и писать.
Аптеки и как они работают
В стране сейчас работает 12,5 тысяч аптек, то есть одна на 2,5 тысячи жителей. Этого явно недостаточно.
Но таблетки можно купить не только в специальных местах. Они продаются в магазинах, лавках и даже у уличных разносчиков. В основном это препараты от головной боли, жара, диареи, простуды.
Торговые палатки полны народными лекарствами: там можно найти молотые кости верблюда (говорят, прекрасное средство для лечения эпилепсии!), пепел от хлопка (творит чудеса при несварении желудка) и еще десятки различных снадобий и трав. Местные жители, особенно в сельской местности, очень верят в их силу.
Какого качества подобные лекарственные средства, никто не знает. В стране никто это не контролирует.
За аптеками тоже почти не следят. По закону они должны располагаться в определенном отдалении друг от друга, но никто этого не соблюдает. В сельской местности же, наоборот, — лекарства купить негде.
По правилам, владелец аптеки не обязательно должен иметь медицинское образование, но хотя бы один сотрудник обязан быть фармацевтом. На деле же с лекарствами работают люди, которые даже не могут прочитать рецепт от врача. Нередко за прилавком стоят подростки 12-14 лет. Но как они ухитряются торговать? Выход простой: продавец идет в соседнюю аптеку и просит грамотного фармацевта прочитать рецепт. После этого продает нужный препарат. Естественно, рассказать о дозировке, применении и противопоказаниях такой специалист не может.
Сегодня в стране работает 1163 фармацевта и 822 ассистента. Только в 14% всех аптек могут похвастать хотя бы одним дипломированным сотрудником. Зарплата у специалистов невысокая — от 115 до 155 долларов США.