Специальные требования к рекламе могут быть обусловлены способом распространения, а также видом рекламируемого товара.
А) Способ распространения
1. В телепрограммах и телепередачах (основные требования):
- общая продолжительность, прерывание рекламой и совмещение рекламы способом «бегущей строки» или иным способом не должна превышать 20% времени вещания в течение часа;
- прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;
- при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи;
- не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" религиозные телепередачи и телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.
Указанные телепередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает 30 секунд.
2. В радиопрограммах и радиопередачах (основные требования):
В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20% времени вещания в течение суток.
3. В периодических печатных изданиях:
Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 45% объема одного номера периодических печатных изданий.
4. По сетям электросвязи:
Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
5. Наружная реклама и установка рекламных конструкций:
К наружным рекламным конструкциям относят:
- щиты, стенды,
- строительные сетки, перетяжки,
- электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование,
- воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.
Местами размещения наружных рекламных конструкций считаются внешние стены, крыши и иные конструктивные элементы зданий, строений, сооружений или вне их, остановочные пункты движения общественного транспорта.
Однако, распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается
Владельцем рекламной конструкции (это может быть физическое или юридическое лицо) признается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (не менее чем на 5 лет, но не более чем на 10 лет).
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса). Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы размещения наружной рекламы федерального уровня, является «ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст в редакции от 29.02.2016).
Основные вопросы касательно наружной рекламы урегулированы на региональном и местном уровне следующими нормативными правовыми актами:
1) Постановление Правительства Нижегородской области от 8.07.2010 N 410 «Об утверждении порядка проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, движимом имуществе, находящемся в государственной собственности Нижегородской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа. Город Нижний Новгород»
2) Постановление Правительства Нижегородской области от 15.10.2013 № 725 «Об установлении предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций».
3) Постановление Правительства Нижегородской области от 13.12.2013 № 945 «Об утверждении Порядка предварительного согласования Схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений».
6. На транспортных средствах и с их использованием.
Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается (+ см. ч. 3 ст.20 ФЗ №38). Реклама не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.
Специальные требования
Б) Вид рекламируемого товара
Статьей 24 Закона о рекламе предусмотрены особые требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины, а 25 статья Закона содержит нормативные требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания
Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины не должна:
1) обращаться к несовершеннолетним;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
При этом, требования пунктов 2 - 5 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Требования пунктов 2 - 5 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины. Требования пунктов 1 – 5 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий. Требования пунктов 2 и 3 не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.
Требования п. 6 Закона о рекламе (способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования) не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.
При этом, требования пунктов 7 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины. Требования пунктов 6 – 8 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.
Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования. Кроме того, реклама ЛП, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды, в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд и должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра, другими способами, - не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства). Однако, вышеперечисленные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Реклама ЛС, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях НС или ПВ, внесенные в список НС ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ, и список ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих НС и ПВ, запрещается.
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания не должна:
1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
4) побуждать к отказу от здорового питания;
5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Реклама БАД в каждом случае должна:
- сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством;
- в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды,
- в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд, и
- такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
Реклама продуктов детского питания не должна:
- представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока,
- содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей.
Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.