2. Право потребителя на надлежащее качество товаров, работ, услуг (Т, Р, У). Понятие «качество Т,Р,У».
• Нет юридически закрепленного определения понятию «качество товаров (работ, услуг).
• Традиционное понимание понятия:
Качество товаров, работ, услуг – это
совокупность закрепленных в законодательстве, в принятых в соответствии с ним документах (например, о техническом регулировании), договоре сформировавшихся
обычных требований к товару (работе, услуге), поскольку посредством исполнения таких требований фиксируются те или иные сущностные свойства товара (работы, услуги) и он становится полезным для потребителя, способным быть использованным по целевому назначению*.
• Качество бывает надлежащее и ненадлежащее.
Надлежащее качество товара (работы, услуги) – это состояние товара, результата работы, процесса выполнения работы и оказания услуги, когда выполнены (или выполняются) все указанные требования и вследствие этого товар (работа, услуга) может быть использован по целевому назначению, а значит, быть полезным для потребителя. Кроме того, такое качество одновременно предполагает, что товар, работа и услуга являются безопасными.
Ненадлежащее качество означает, наоборот, что названные требования не выполнены полностью или соблюдены лишь частично. Ненадлежащее качество выражается в наличии тех или иных недостатков.
Преамбула Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» выделяет два вида ненадлежащего состояния (недостатка) Т,Р,У: •
недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
- МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. •
существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки
; - НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под
существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные ст. 18 и 29 Закона "О защите прав потребителей", следует понимать:
1) неустранимый недостаток товара (работы, услуги) - это недостаток, который
не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара (работы, услуги) в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
2) недостаток товара (работы, услуги),
который не может быть устранен без несоразмерных расходов, - недостаток, расходы, на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара (работы, услуги) либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств.
3) недостаток товара (работы, услуги), который
не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, - недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, - время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
4) недостаток товара (работы, услуги), выявленный неоднократно, -
различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар (работу, услугу) не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий - обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара (работы, услуги) в целях, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
5) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, -
недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
П. 1 ст. 18 Закона - В отношении
технически сложного товара под недостатком также понимается «невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков».
Также важной является классификация недостатков товара, работы на:
• Явный - может быть обнаружен в момент получения товара, результата работы, например при осмотре товара.
• Скрытый - стал очевидным в течение некоторого периода использования или для обнаружения которого в момент получения требовались специальные знания или специфические способы приемки.
В соответствии с п.1 ст. 14 Закона – недостатки товара также определяются как:
• конструктивные,
• производственные,
• рецептурные
• иные недостатки товара (работы, услуги)
Право потребителя на надлежащее качество товаров, результата работ, услуг реализуется на основании положений статьи 4 Закона «О защите прав потребителей»: определены следующие требования к определению качества товара, работ и услуг:
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу),
качество которого соответствует договору. 2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу),
соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был
поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу),
пригодный для использования в соответствии с этими целями. 4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который
соответствует образцу и (или) описанию. 5. Если
законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
То есть,
право потребителя на надлежащее качество товаров, работ и услуг можно представить как право, в рамках которого потребитель:
• самостоятельно осуществляет выбор тех или иных качественных товаров, работ и услуг;
• требует, чтобы данные товары, работы и услуги оставались качественными в пределах установленных сроков;
• защищает свое нарушенное право в случае приобретения товара, работы и услуги ненадлежащего качества.
Средства обеспечения надлежащего качества Т,Р,У.
• Категория "качество товаров, работ и услуг" тесно связана с понятием "безопасность товаров, работ и услуг", что может быть выражено в формулировке:
надлежащее качество товара (работы, услуги) одновременно предполагает, что товар, работа и услуга являются безопасными, хотя не всякий безопасный товар является качественным.
• То есть, можно утверждать, что большинство средств обеспечения надлежащего качества товаров, работ и услуг являются одновременно и средствами обеспечения безопасности товаров, работ и услуг, и наоборот.
Механизм обеспечения качества (равно безопасности) – это совокупность обязательных правил поведения для: - государства в лице, во-первых, федеральных органов законодательной власти, во-вторых, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности товаров, работ и услуг;
- контрагентов потребителя: изготовитель, исполнитель, продавец и т.д.;
- потребителя.
I. Федеральные органы законодательной и исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности товаров, работ и услуг. 1)
установление в законодательстве обязательных требований на товары, работы и услуги, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя
и необходимости подтверждения соответствия товаров, работ и услуг этим требованиям (например, требования Федерального закона «О техническом регулировании»);
2)
государственный контроль и надзор определенными федеральными органами исполнительной власти (территориальными органами), например, посредством выдачи предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам):
II. Контрагенты потребителя: изготовитель, исполнитель, продавец и т.д. (установлено в Законе): 1) Подтверждение соответствия товаров, работ и услуг установленным обязательным требованиям и обязанность контрагентов передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
2) Проверка качества товара, в соответствии со ст. 474 ГК РФ.
3) Установление срока службы, срока годности и гарантийного срока на товар, работу.
4) Установление и доведение до потребителя обязательных для соблюдения правил пользования, хранения, транспортировки и утилизации товаров, работ и услуг.
5) Обязанность приостановки производства и реализации товаров, результатов работы, снятие товаров с производства, изъятия их из оборота и отзыва от потребителей.
6) Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
7) Установление мер ответственности за ненадлежащее исполнение контрагентами своих обязанностей в данной области.
III. Потребители: Правильные действия, выражающиеся в его праве на свободный выбор товаров (работ, услуг) и
обязанности по соблюдению правил пользования, хранения, транспортировки и утилизации товаров (работ, услуг).
Проверка качества товара, в соответствии со ст. 474 ГК РФ: 1. Проверка качества товара
может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, или договором купли-продажи.
Порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, или договором. В случаях, когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.
2. Если порядок проверки качества товара не установлен в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, то
проверка качества товара производится в соответствии с обычаями делового оборота или
иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.
3. Если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями, установленными в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, или договором купли-продажи предусмотрена
обязанность продавца проверить качество товара, передаваемого покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец
должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.
4. Порядок, а также иные условия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем, должны быть одними и теми же.