Сертификация фармацевтов и провизоров. Дистанционно!
Close

Нормативно-правовое регулирование рекламы
товаров аптечного ассортимента

Система нормативно-правового регулирования рекламы. Понятие и виды рекламы, субъекты рекламных отношений. Требования рекламе. Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств. Государственное регулирование рекламной деятельности. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Эта статья в формате видеолекции здесь.

1.
СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон РФ от 13.03.2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». В соответствии со статьей 4 ФЗ РФ №38-ФЗ отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Наряду с ним, правоотношения в сфере рекламы в той или иной меры регулируют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 г. №1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы».

Кроме того, в соответствии с положениями постановления Конституционного Суда РФ от 04.03.1997г. №4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе», если те или иные вопросы рекламы не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том числе её статьями 72, 73, 76 (ч. 2, 4-6). А в статьях 130, 132 и 133 Конституции РФ установлено что органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

Наряду с российским законодательством в сфере рекламы, следует также упомянуть о международных правовых актах. В частности, о Международном кодексе рекламной деятельности (Кодекс Международной торговой палаты). Он был принят впервые в 1937 году, и на сегодня документ является основой саморегулирования рекламного рынка в 17 странах Европы, причем в некоторых странах он действует непосредственно, а в ряде других на его основе приняты национальные кодексы. Международный кодекс может также применяться судами в качестве справочного документа в рамках соответствующего законодательства. Последняя редакция была принята 2 декабря 1986 года 47-й сессией Исполнительного совета МТП и включает вводную часть; 19 основных статей, шесть Специальных положений и семь Норм для рекламы, адресованной детям.

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕКЛАМЫ


В статье 3 ФЗ РФ №38-ФЗ дано определение понятию «реклама».

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с положениями постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», не может быть признана рекламой информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или обычая делового оборота, в том числе:

- наименование (коммерческого обозначения) организации в месте её нахождения,

- информация для потребителей непосредственно на месте реализации товара, оказания услуг – о режиме работы, реализуемом товаре (потому что размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой).

Федеральным законом №38-ФЗ также предусмотрено ограничение на распространение его действия. В частности, законодательство Российской Федерации о рекламе не распространяется на:

1) политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;

2) информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с ФЗ;

3) справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

4) сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения ОМСУ, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру ОМСУ, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

5) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;

6) объявления ФЛ или ЮЛ, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

7) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;

8) любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

9) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

В качестве объектов рекламирования могут выступать:

- товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

- средства индивидуализации юридического лица и (или) товара,

- изготовитель или продавец товара,

- результаты интеллектуальной деятельности,

- мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари).

Выделяют разные критерии, по которым можно классифицировать рекламу.

В зависимости от целей реклама бывает политическая, социальная, коммерческая (см. понятие рекламы). В зависимости от вида рекламируемого товара – реклама лекарственных средств, медицинской техники и т.д. В зависимости от вида рекламируемых услуг – реклама фармацевтических, финансовых услуг, услуг по заключению договора ренты и т.п. В зависимости от способа распространения - реклама в радио- и телепрограммах, радио- и телепередачах, периодических печатных изданиях, наружная реклама и др. В зависимости от субъектов, на которых реклама направлена, – реклама для несовершеннолетних, медицинских специалистов, фармацевтических специалистов и др.

3.
СУБЪЕКТЫ РЕКЛАМНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Федеральный закон №38-ФЗ перечислил основных субъектов правоотношений в сфере рекламы:

1) рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

2) рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

3) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

4) потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

5) спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Относительно последнего в постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» отмечено, что к договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах. Существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств и влечь соответствующие гражданско-правовые последствия. А неправильное указание организационно-правовой формы спонсора - юридического лица - рассматривается как существенное искажение наименования, если оно не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором.

Также установлены ещё некоторые дополнительные требования к спонсорской рекламе, относящейся к социальной: для распространяемой в радиопрограммах продолжительность упоминания о спонсорах не может быть более 3 секунд, в телепрограммах при кино- и видеообслуживании – 3 секунды. При этом она должна составлять не более 7% площади кадра или 5 % рекламной площади (при иных способах распространения).

Особыми субъектами рекламных отношений являются:

- органы государственной власти, наделенные функциями регулирования рекламной деятельности, а также

- саморегулируемые организации (СРО) в сфере рекламы – это объединения рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц, созданные в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм о рекламе и обеспечения контроля за их выполнением.

Права СРО определены в статье 32 ФЗ №38. В качестве примера результата деятельности СРО можно привести следующее. В 2012 г. в г. Москве состоялось подписание российского Кодекса практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, инициаторами которого являлись Некоммерческое партнерство «Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд"» и Ассоциация коммуникационных агентств России. Текст Кодекса был подписан представители более 20 индустриальных и общественных организаций. Его важнейшей целью стало формирование высоких этических стандартов рекламной деятельности и их соблюдение всеми участниками рекламной деятельности. Однако, в России по сравнению с зарубежными государствами система саморегулирования развита слабо и основную функцию регулирования рекламной деятельности так или иначе осуществляют государственные органы, а не СРО. Как отмечают некоторые авторы, это связано, в первую очередь, с отсутствием четкого механизма и регламентации пределов саморегулирования.

4.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕКЛАМЕ

Требования к рекламе – это совокупность установленных законодательством РФ правил – обязываний, ограничений и запретов, несоответствие которым позволяет квалифицировать рекламу как ненадлежащую. Все требования можно разделить на общие и специальные.

Общие требования – это такие требования, которые императивно применяются к любой рекламе, независимо от объекта рекламирования, способа распространения и других показателей.

Специальные требования к рекламе устанавливаются в отношении отдельных видов рекламы и не распространяются на всю рекламную продукцию.

Общие требования

1. Реклама должна быть добросовестной. Недобросовестная реклама не допускается (ч.2 ст. 5 ФЗ РФ №38).

К недобросовестной относится реклама, которая:
- содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, произведенными другими изготовителями или реализуемыми другими продавцами;

- порочит честь, достоинство, деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством*. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

2. Реклама должна быть достоверной, недостоверная реклама запрещена.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения (ч.3 ст. 5 ФЗ РФ №38):

- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

- о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара и т.д.

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путём употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. То есть, реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

3. Реклама должна быть этичной, то есть не допускать использования:

- бранных слов,

- непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений в отношении:
• пола, расы, национальности,
• профессии, социальной категории,
• возраста, языка человека и гражданина,
• официальных государственных символов (гербов, флагов, гимнов),
• религиозных символов,
• объектов культурного наследия народов РФ,
• объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия.

- Информацию порнографического характера.

4. Реклама не должна быть:

- скрытой – оказывающей не осознаваемое потребителем рекламы воздействие на их сознание (специальные видеовставки, например);

- опасной – побуждающей к совершению противоправных действий; призывающей к насилию и жестокости; формирующей негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждающей таких лиц и т.д.

5. В рекламе не должна:

- Отсутствовать часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;

- Содержаться информация, не соответствующая правилам использования, хранения, транспортировки или регламентам применения рекламируемых товаров.

6. Реклама не должна размещаться:

- в учебниках, учебных пособиях,

- другой учебной литературе, предназначенной для обучения детей по ООП начального, основного, среднего общего образования,

- школьных дневниках, тетрадях.

7. В рекламе не допускается:

- использование иностранных слов и выражений (может исказить смысл информации);

- указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или ОМСУ, либо их ДЛ;

- демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции;

- указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

- указание на лечебные свойства объекта рекламирования, т.е. положительное влияние на течение болезни (кроме случаев рекламы ЛС, МУ).

8. Производство, размещение и распространение рекламы должно соблюдаться требования законодательства РФ, в том числе законодательства о государственном языке. В п.10 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ» предусмотрено обязательное использование в рекламе русского языка.

9. Не допускается реклама, злоупотребляющая доверием и недостатком опыта несовершеннолетних:

- дискредитация родителей и воспитателей;

- побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;

- создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;

- создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед сверстниками;

- формирования комплекса неполноценности у тех, кто не обладает этим товаром;

- показ несовершеннолетних в опасных ситуациях и др.

Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Реклама, содержащая информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с данным ФЗ, не должна распространяться в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии 100 метров от границ территорий указанных организаций.

Не допускается реклама: товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров; органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации; товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия; товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений; медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности; услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации; взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.
Специальные требования к рекламе могут быть обусловлены способом распространения, а также видом рекламируемого товара.

А) Способ распространения
1. В телепрограммах и телепередачах (основные требования):

- общая продолжительность, прерывание рекламой и совмещение рекламы способом «бегущей строки» или иным способом не должна превышать 20% времени вещания в течение часа;

- прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой, то есть остановка трансляции телепрограммы или телепередачи для демонстрации рекламы, должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой;

- при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи;

- не допускается прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" религиозные телепередачи и телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

Указанные телепередачи могут прерываться спонсорской рекламой непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает 30 секунд.

2. В радиопрограммах и радиопередачах (основные требования):

В радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20% времени вещания в течение суток.

3. В периодических печатных изданиях:

Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 45% объема одного номера периодических печатных изданий.

4. По сетям электросвязи:

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

5. Наружная реклама и установка рекламных конструкций:

К наружным рекламным конструкциям относят:
- щиты, стенды,
- строительные сетки, перетяжки,
- электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование,
- воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.

Местами размещения наружных рекламных конструкций считаются внешние стены, крыши и иные конструктивные элементы зданий, строений, сооружений или вне их, остановочные пункты движения общественного транспорта.
Однако, распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается

Владельцем рекламной конструкции (это может быть физическое или юридическое лицо) признается собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (не менее чем на 5 лет, но не более чем на 10 лет).

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса). Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы размещения наружной рекламы федерального уровня, является «ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст в редакции от 29.02.2016).

Основные вопросы касательно наружной рекламы урегулированы на региональном и местном уровне следующими нормативными правовыми актами:

1) Постановление Правительства Нижегородской области от 8.07.2010 N 410 «Об утверждении порядка проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, движимом имуществе, находящемся в государственной собственности Нижегородской области, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа. Город Нижний Новгород»

2) Постановление Правительства Нижегородской области от 15.10.2013 № 725 «Об установлении предельных сроков заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций».

3) Постановление Правительства Нижегородской области от 13.12.2013 № 945 «Об утверждении Порядка предварительного согласования Схем размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, и вносимых в них изменений».

6. На транспортных средствах и с их использованием.

Размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается (+ см. ч. 3 ст.20 ФЗ №38). Реклама не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

Специальные требования
Б) Вид рекламируемого товара


Статьей 24 Закона о рекламе предусмотрены особые требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины, а 25 статья Закона содержит нормативные требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;

4) создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;

5) содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

При этом, требования пунктов 2 - 5 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских услуг, в том числе на рекламу методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Требования пунктов 2 - 5 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины. Требования пунктов 1 – 5 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий. Требования пунктов 2 и 3 не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

6) способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;

7) создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

8) гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

9) представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;

10) содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

Требования п. 6 Закона о рекламе (способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования) не распространяются на рекламу лекарственных препаратов, применяемых для профилактики заболеваний.

При этом, требования пунктов 7 настоящей статьи распространяются также на рекламу методов народной медицины. Требования пунктов 6 – 8 настоящей статьи распространяются также на рекламу медицинских изделий.

Сообщение в рекламе о свойствах и характеристиках, в том числе о способах применения и использования, лекарственных препаратов и медицинских изделий допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования. Кроме того, реклама ЛП, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды, в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд и должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра, другими способами, - не менее чем 5% рекламной площади (рекламного пространства). Однако, вышеперечисленные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Реклама ЛС, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях НС или ПВ, внесенные в список НС ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ, и список ПВ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, содержащих НС и ПВ, запрещается.

Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

4) побуждать к отказу от здорового питания;

5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Реклама БАД в каждом случае должна:

- сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством;

- в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем 3 секунды,

- в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем 5 секунд, и

- такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 10% рекламной площади (пространства).

Реклама продуктов детского питания не должна:

- представлять их в качестве полноценных заменителей женского молока,

- содержать утверждение о преимуществах искусственного вскармливания детей.

Реклама продуктов, предназначенных для использования в качестве заменителей женского молока, и продуктов, включенных в рацион ребенка в течение его первого года жизни, должна содержать сведения о возрастных ограничениях применения таких продуктов и предупреждение о необходимости консультаций специалистов.

5.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ БЕЗРЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В 2018 году, при поддержке Федеральной антимонопольной службы были подготовлены Рекомендации по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарственных средств при участии:

- юридической фирмы BRYAN CAVE LEIGHTON PAISNER (RUSSIA) LLP,

- Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM),

- Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ),

- Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП),

- Союза профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), членами которых являются более 100 крупнейших российских и международных фармацевтических компаний, осуществляющих производство, поставку и дистрибьюцию широкого ассортимента современных лекарственных препаратов на территории Российской Федерации,

- Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объединяющей более 200 ведущих участников рынка коммерческих коммуникаций в Российской Федерации, а также

- Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП), представляющей интересы 36 ведущих общественных организаций потребителей из России и стран СНГ.

Данные рекомендации распространяются на рекламу для потребителей и не распространяются на рекламу для медицинских и фармацевтических работников (реклама в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях).

Они были подготовлены на основе анализа практики ФАС России и судов по вопросам применения Закона о рекламе. Целью их подготовки стало формирование единообразной и непротиворечивой практики для того, чтобы избежать ошибок при подготовке рекламных материалов, а также снизить объем требуемого контроля и количество дел о нарушении рекламного законодательства. В тексте рекомендаций рассматриваются нормы закона и подробно описываются возможные варианты их соблюдения в практической деятельности.

6.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы, является Федеральная антимонопольная служба.

Антимонопольный орган вправе:

- выдавать предписания о прекращении нарушения законодательства,

- предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства,

- предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы,

- организовывать и проводить проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе органами государственной власти, органами местного самоуправления, рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями и др.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, ответственность за нарушения в сфере рекламы предусмотрены статьями:

- ст. 14.3 – нарушение законодательства о рекламе;

- ст. 14.37 – нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции;

- ст. 14.38 – размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах;

- ст. 6.13 – пропаганда или незаконная реклама НС, ПВ или их прекурсоров, растений, содержащих НС, ПВ либо их прекурсоры;

- ч. 6 ст. 19.8 – непредставление в ФАС, его территориальный орган сведений (информации) в неполном объёме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации).

- ч. 2.4 ст. 19.5 – невыполнение в установленный срок законного решения, предписания ФАС, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;

- ст. 19.31 – нарушение сроков хранения рекламных материалов.

Суммы штрафов за нарушение законодательства РФ о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ в следующем порядке:

- в федеральный бюджет – 40%,

- в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы ЮЛ или ИП, допустившие нарушения, - 60%.

Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе. Разграничение ответственности за различные правонарушения между рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем установлено ст. 38 ФЗ №38.
Данная тема также широко рассматривается в рамках наших сертификационных курсов для провизоров и фармацевтов.
Полезная статья? Поделитесь в соцсетях:
Остались вопросы? Задайте их в комментариях, и наши эксперты вам ответят:
Комментарии для сайта Cackle