Сертификация фармацевтов и провизоров. Дистанционно!
Close

Оснащение инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, связанных с оборотом НС и ПВ

Приказ ФСКН № 370 и МВД №855 (№855/370) и Приказ Росгвардии №1 и МВД России №5 (№1/5). Сравнение и основные вопросы

Статья в формате видеолекции здесь.
Данная статья посвящена изменениям в деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенным Приказом Росгвардии №1 и МВД России №5 от 09.01.2018, который вступил в силу 28.09.2018. Данный приказ касается утверждения требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности (действовавший до 28.09.2018 Приказ ФСКН совместно с МВД №855/370 утратил силу).

Указанная тема также освещена в наших курсах повышения квалификации и переподготовки провизоров и фармацевтов.

Рассмотрим подробнее, что изменилось.

До 28.09.2018 требования Приказа №855/370 предусматривали мероприятия по оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, направленные на обеспечение их сохранности.

Для этой цели создавалась комиссия, в состав которой входил руководитель самого объекта (например, медицинской или фармацевтической организации), представители охранной организации, представители, осуществляющие техническое оснащение и пусконаладочные работы по охране объекта.

В целях определения категории объекта комиссией, созданной в соответствии с решением руководства объекта, проводилось его обследование. Результаты обследования оформлялись актом, который содержал сведения о категории объекта, его оснащении инженерно-техническими средствами охраны с учетом требований Приказа №855/370. Акт обследования утверждался руководителями объекта и охранной организации.

В соответствии с новым Приказом №1/5, указанные мероприятия не предусмотрены, а присутствуют только требования к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений.

Также Приказом №855/370 был предусмотрен конкретный перечень объектов, подлежащих оснащению ограждающими конструкциями, элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны (в соответствии с таблицами 1.1 и 1.2 приложения N 1 к данному приказу):
- периметр объектов 1-й категории;
- помещения, в которых непосредственно осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности объектов 1-й, 2-й, 3-й, 4-й категорий;
- иные помещения, имеющие общие стены и перекрытия с охраняемыми помещениями по итогам комиссионного обследования объекта, проведенного в соответствии с положениями пункта 4 настоящего приказа.

В то время как согласно Приказу №1/5 оснащение инженерно-техническими средствами охраны объектов, помещения которых отнесены к категориям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров", должно производиться в соответствии с требованиями, указанными в таблицах 1.1 и 1.2 приложения N 1 к настоящему приказу (т.е. до 28.09.2018 предусматривалась категория для каждого помещения, а после 28.09.2018 рассматривался именно объект, имеющий помещения 1-й, 2-й, 3-й категории, и наличие конструктивного элемента (например, наличие внутренних дверей в охраняемом помещении предусматривает определенные требования по их классу защиты).
В соответствии с Приказом №855/370, не вошедшие в указанные категории объекты и помещения категорируются комиссией (о ней речь шла выше).

По Приказу №1/5 объекты и помещения, не отнесенные к категориям, установленным постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1148, должны оснащаться инженерно-техническими средствами охраны, указанными в таблицах 1.1 и 1.2 приложения N 1 к настоящему приказу, с учетом возможных рисков и ущерба, прогнозируемых вследствие противоправных посягательств на них.

Согласно Приказу №855/370, до 28.09.2018 инженерно-техническая укрепленность объектов обеспечивала защиту:
- территорий и помещений от механического воздействия на строительные конструкции (ограждение, окна, двери, стены, перекрытия и другое) на время, необходимое для выявления и пресечения несанкционированного проникновения;
-наркотиков и наркосодержащих растений от хищений;
-персонала объектов и посетителей от вооруженных нападений.

Теперь в соответствии с новым Приказом №1/5, инженерно-техническая укрепленность должна обеспечивать противодействие несанкционированному проникновению на охраняемый объект, связанному с механическим воздействием на его конструктивные элементы, на период, необходимый для его выявления и пресечения.

Основные требования к минимально необходимому составу технических средств охраны представлены схематично ниже:
- Знак "+" означает, что применение обязательно.
- Знак "-" означает, что применение не рекомендуется.
- Знак "+/-" означает, что применение возможно на усмотрение руководства объекта.

Напомним, что к 1-й категории относятся производители и аптечные склады, ко 2-й категории – аптеки, 3-й категории – медицинские организации и к 4-й категории – также медицинские организации (для суточного запаса).
Таким образом, можно сделать вывод, что принципиальным изменением, введенным Приказом №1/5, стало отсутствие обследования объекта комиссией и утверждения акта обследования, в то время как основные требования, указанные в таблицах (приложения к приказу) повторяют Приказ №855/370.
Полезная статья? Поделитесь в соцсетях:
Остались вопросы? Задайте их в комментариях, и наши эксперты вам ответят:
Комментарии для сайта Cackle