Сертификация фармацевтов и провизоров. Дистанционно!
Close

Порядок соблюдения прав потребителей и правил продажи при осуществлении фармацевтической деятельности. Часть 1

Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей и правила продажи при осуществлении фармацевтической деятельности. Основные термины и определения. Право потребителя на информацию.

Эта статья в формате видеолекции здесь.

1.
Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей и правила продажи при осуществлении фармацевтической деятельности

Впервые попытка принятия законодательства в области защиты прав потребителей была осуществлена в 1988 году, когда был разработан проект Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Проект был односторонним, поскольку в основном решал проблемы обеспечения качества товаров и услуг, только один раздел закона содержал нормы, направленные на защиту интересов потребителей. Главный недостаток проекта закона был в том, что он не устанавливал различий между потребителем-гражданином и потребителем-юридическим лицом, не было определено положение гражданина-потребителя по отношению к другим субъектам правоотношений.

22 мая 1991 года был принят первый Закон СССР «О защите прав потребителей». В связи с распадом Советского Союза он не вступил в силу. Но сам Закон впервые вышел из рамок гражданского законодательства, так как содержал положения о защите прав потребителей и одним из первых закрепил право потребителей-граждан на компенсацию за причиненный моральный вред. Однако права о защите прав потребителей продолжали носить декларативный характер2.

7 февраля 1992 года был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», который вступил в действие 7 апреля 1992 года. Он значительно приблизился к международным нормам.

• Законом была установлена норма, которая запретила снижать гарантии защиты прав потребителей при принятии других нормативных норм по сравнению с установленными этим Законом.

• Кроме этого, законом только правительству дано право принимать нормативные акты, затрагивающие интересы потребителей, запрещено ему же поручать принятие таких норм (актов) министерствам и ведомствам.

• Закон закрепил важнейшее положение, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеривается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. А юридические лица были выведены из сферы действия данного Закона.

• Закон закрепил признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п.1. отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми:
- Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ),
- Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон),
- другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Иерархичность норм, регулирующих область отношений по защите прав потребителей (вертикальная иерархия).

- Статья 71 Конституции РФ:
В ведении Российской Федерации находятся:
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.

Статья 3 ГК РФ:
Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права:
П.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

- Статья 1 Закона «О защите прав потребителей»:
Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, Гражданский кодекс РФ занимает первый уровень в структуре законодательства о ЗПП. Согласно п. 2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. То есть, положения Закона "О защите прав потребителей" должны соответствовать требованиям ГК РФ. Что, в свою очередь, это означает, что при возникновении коллизии между нормами ГК РФ и Закона "О защите прав потребителей" приоритет должен всегда отдаваться положениям ГК РФ.

Говоря о горизонтальной иерархии, не следует забывать и нормативные правовые акты субъектов РФ, так в соответствии со статьёй 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

§ административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Нормами административного права устанавливаются виды административных правонарушений в области прав потребителей, и часто, соответственно, могут возникать ситуации, когда содержание данных норм не совпадает в федеральном нормативном акте и нормативном акте субъекта РФ.

Иерархичность норм, регулирующих область отношений по защите прав потребителей (горизонтальная иерархия)

Общие принципы:
- последующий акт вытесняет предшествующий (ст. 4 ГК РФ - акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, а до введения в действие - только в случаях, предусмотренных законом);
- специальный закон вытесняет общий (принцип верховенства специальных норм по отношению к общим выражается, например, в том, что нормы отдельных глав разд. IV, посвященные различным типам договоров, вытесняют правила, включенные в разд. III (в равной мере статьи, посвященные и общим положениям об обязательствах, и общим положениям о договоре)).

Таким образом, перечень основных НПА, регулирующих правоотношения в сфере защиты прав потребителей выглядит следующим образом:
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
4. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
6. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997г. №720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования».
7. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».
8. Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 №481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний».
9. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 №612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом».
10. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Безусловно, отношения в сфере ЗПП регулируются и нормами международных НПА, о чем свидетельствует п. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Здесь основным НПА является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей". И поскольку в настоящее время активно формируется единый рынок обращения в рамках ЕАЭС, немаловажную роль имеют также отдельные НПА ЕАЭС.

2. Основные термины и определения

В первую очередь следует разобраться с субъектами в сфере отношений, возникающих по поводу соблюдения и защиты прав потребителей:

- потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

- исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

- продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Если говорить подробнее о главном субъекте – потребителе, то им также может быть и иностранный гражданин (в соотв. Со ст.4 ФЗ РФ от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст.62 Конституции РФ) и лицо без гражданства.

В соответствии с нормами ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста.

NB!!! Но. Потребителями также могут быть иные категории дееспособных граждан.

Ст.21 ГК РФ - В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Ст.26 ГК РФ - п.1. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

п.2. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

Под бытовыми понимаются сделки, направленные на удовлетворение обычных потребностей несовершеннолетнего: приобретение продуктов питания, учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, парфюмерных товаров, косметики, ремонт одежды и обуви и т.п.

Ст. 27 ГК РФ Эмансипация: 1. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.

2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Ст. 28 ГК РФ – п.1 За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

П.2 Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

§ мелкие бытовые сделки;

§ сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

§ сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

В некоторых случаях потребителем может быть признан и индивидуальный предприниматель. Так, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», п.18: гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, вправе обратиться в суд общей юрисдикции за защитой по сделкам, заключенным им с продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности. При этом также следует помнить, что:

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях.

Является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд.

Контрагенты потребителя:
- Продавец
- Изготовитель
- Исполнитель

Предметы регулирования в сфере ЗПП:
- товар - вещь (вещи), определенную либо родовыми (числом, весом, мерой), либо индивидуальными признаками, предназначенную для продажи или иного введения в гражданский оборот;
- работа - действие (комплекс действий), имеющее материально выраженный результат и совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя на возмездной договорной основе;
- услуга - действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

Защита прав потребителей - комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности- изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя:
- установление конкретных прав потребителей;
- формы возможных нарушений прав и механизм их защиты;
- ответственность за нарушение прав потребителей.

Основные права потребителя:
1. Право на информацию.
2. Право на безопасность товаров, работ, услуг.
3. Право на надлежащее качество товаров, работ, услуг.
4. Права при продаже товаров.
5. Права при выполнении работ и оказании услуг.
6. Право на просвещение в области защиты прав потребителей.
7. Право на публичную (государственную и общественную) и судебную защиту.
3. Основные термины и определения

«Потребительская информация» – термин не имеет легального определения.
Ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

«информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Исходя из законодательно закрепленного понятия «информация» можно дать определение понятию «потребительская информация» - это сведения (сообщения, данные), предоставляемые потребителю его контрагентами в соответствии с законодательством.

Признаки потребительской информации.
Ст. 8 Закона говорит также об обязательных характеристиках информации:
1) Необходимая (полная – в соотв. со ст.12 Закона).
2) Достоверная.

• Необходимая информация – содержит соответствующий объем сведений и знаний о свойствах и характеристиках товара, работы, услуги для достижения цели правильного представления и выбора потребителем определенных товаров, работ, услуг.
• Достоверная информация - соответствие содержащихся сведений о товаре (работе, услуге) действительным.

Формы предоставления информации (ст. 8 Закона):
1) Доступная
2) Наглядная
3) На русском языке и дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

• Доступная информация – это, с одной стороны, информация на русском языке и т.д. (см. выше), с другой - стиль изложения и смысл информации должны быть просты, чтобы потребитель мог понять ее суть без дополнительных знаний в соответствующей области.

Информация в инструкциях к ЛП для медицинского применения не является в полной мере доступной, поэтому требует дополнительного разъяснения.

• Наглядная информация - предусматривает наличие возможности визуального восприятия через текст, схемы, таблицы, иллюстрации и т.д., которые, в свою очередь, должны также быть доступны для понимания посредством восприятия.

Момент предоставления информации:
Ст. 8 Закона:
1) при заключении договоров купли-продажи и
2) договоров о выполнении работ (оказании услуг).

Ст. 433 ГК РФ:
1. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
2. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224).
3. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

НО!! Исходя из самого определения «потребитель» (имеющий намерение приобрести…) подразумевается предоставление информации не только в момент заключения договора, а ещё до этого, в момент выбора при принятии решения о заключении договора.

Содержание информации:
Статья 8 Закона:
• об изготовителе (исполнителе, продавце);
• о режиме работы продавца (изготовителя);
• о реализуемых им товарах, работах и услугах.

Признаки потребительской информации:
Таким образом, надлежащая потребительская информация должна обладать следующими признаками:
1. Необходимостью (полнотой)
2. Достоверностью
3. Доступностью
4. Наглядностью
5. Своевременностью
6. Наличием соответствующего содержания

Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) – статья 9 Закона

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя:
1) фирменное наименование (наименование) своей организации,
2) место ее нахождения (адрес) и
3) режим ее работы.
NB!!! Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о:
1) виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца),
2) номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации,
3) сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также
4) информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство

Информация о товаре – статья 10 Закона:

1) наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.

• Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (Глава 4 – Подтверждение соответствия).

2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания – сведения о:
• составе
• пищевой ценности,
• назначении,
• условиях применения и хранения продуктов питания,
• способах изготовления готовых блюд, весе (объеме),
• дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания
• сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях

Здесь следует также помнить о Постановлении Правительства РФ от 23.04.1997 N 481, в соответствии с которым утвержден Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний".

3) цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полная сумма, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Здесь важным является также и правильное оформление ценников на товары. Если говорить об аптечных организациях, то им следует ориентироваться на нормы, установленные Постановлением Правительства 55 и Приказом Минздрава РФ №647н:

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», п.19:

«Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло».

Приказ Минздрава РФ от 31.08.2016 №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», п.35

«Информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта, может быть размещена на полке в виде постера, воблера и иных носителях информации в целях предоставления покупателю возможности сделать осознанный выбор товара аптечного ассортимента, получить информацию о производителе, способе его применения и с целью сохранения внешнего вида товара. Также в удобном для обозрения месте должен быть помещен ценник с указанием наименования, дозировки, количества доз в упаковке, страны производителя, срока годности (при наличии)».

4) гарантийный срок, если он установлен.
Информация о товаре

5) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг)
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке:
• нормативной документации по техническому регулированию или
• в сопроводительной технической документации.

6) информация об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорит, что «производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации, должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках». А в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 установлены виды и характеристики товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара» (например, бытовые холодильники, телевизоры).

7) срок службы или срок годности товаров (работ), определенный в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

8) адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и местонахождение юридического лица указываются в его учредительных документах. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование: 1) название юридического лица; 2) указание на организационно-правовую форму; 3) характер деятельности данного юридического лица.
Те же требования касаются индивидуальных предпринимателей.

9) информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) определенным требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии:
9300 Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения
9389 Сыворотки, антитела и прочие диагностические препараты, применяемые в медицине
9392 Средства дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные
9393 Материалы хирургические, средства перевязочные специальные
9396 Изделия протезно-ортопедические
9398 Материалы и средства медицинские прочие
9437 Наборы медицинские
9441 Приборы для функциональной диагностики измерительные (для измерения давления)

Единый перечень продукции, подлежащей сертифицированию:
2514 Изделия из латексов и клеев
9381 Сыворотки, иммуно- и гаммаглобулины, препараты из крови прочие и полученные методом генетической инженерии и других биологических субстратов, применяемые в медицине
9383 Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине.

9) информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) определенным требованиям.

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», п.12:

Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании:
• сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или
• сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
• Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

10) информация о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Потребитель имеет право ознакомиться в связи с приобретением товаров, работ, услуг, например, с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

11) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информация о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги):
• указания его фамилии, имени, отчества и
• другой информации о нем.

Согласно п. 11 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг« исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию (сведения) о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации.

Если говорить о фармацевтической деятельности, то относительно обязательной информации, которая должна быть предоставлена потребителю, следует обязательно веси речь в контексте фармацевтического консультирования, определение которому было законодательно закреплено в Приказе Минздрава РФ от 31.08.2016 №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», п.8: фармацевтическое консультирование – это информация о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о:
• правилах отпуска,
• способах приема,
• режимах дозирования,
• терапевтическом действии,
• противопоказаниях,
• взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей,
• правилах их хранения в домашних условиях.
• наличии товаров, в том числе о лекарственных препаратах нижнего ценового сегмента.

Кроме того, в Приказе Минздрава России от 11.07.2017 N 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность" установлено обязательство для фармацевтических работников:

16. При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник информирует лицо, приобретающее (получающее) лекарственный препарат, о:
• режиме и дозах его приема,
• правилах хранения в домашних условиях,
• о взаимодействии с другими лекарственными препаратами.

17. При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник не вправе предоставлять недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих более низкую цену.


Информация о режиме работы – Статья 11 Закона:

1. Режим работы государственных, муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

2. Режим работы организаций, осуществляющих деятельность в сферах торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей и не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

3. Режим работы продавца (исполнителя) доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.


Ответственность за предоставление ненадлежащей информации
Законом «О защите прав потребителей предусмотрена ответственность за нарушения при предоставлении ненадлежащей информации, в соответствии со статьёй 12 Закона.
Ненадлежащая информация
Данная тема также широко рассматривается в рамках наших сертификационных курсов для провизоров и фармацевтов.
Полезная статья? Поделитесь в соцсетях:
Остались вопросы? Задайте их в комментариях, и наши эксперты вам ответят:
Комментарии для сайта Cackle