Организация охраны труда в аптеке

Определение, общие требования, права и обязанности работников и работодателей, специальная оценка условий труда, документация, контроль и надзор в сфере охраны труда.

Эта статья в формате видеолекции здесь.

Статьёй 37 Конституции Российской Федерации предусмотрено права граждан «на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

1. Термины и определения

Основной нормативно-правовой акт (далее – НПА), регулирующий порядок организации системы охраны труда на предприятиях, - Трудовой Кодекс РФ, утв. ФЗ РФ от 30.12.2001г. №197 (далее – ТК РФ). Там же даны ключевые термины и определения, использующиеся в сфере охраны труда.

Статья 209 ТК РФ:
«Охрана труда» (далее – ОТ) - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».
«Безопасные условия труда» - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
«Вредный производственный фактор» - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
«Опасный производственный фактор» - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
«Травма» является результатом несчастного случая на производстве
«Несчастный случай» – это случай воздействия опасного производственного фактора на работающего при выполнении им трудовых обязанностей.
«Рабочее место» - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
«Средства индивидуальной и коллективной защиты работников» - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
«Система управления охраной труда» (далее – СУОТ) - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Система управления охраной труда должна быть утверждена соответствующим положением, которое, в свою очередь, разрабатывается на основании Типового положения, утвержденного приказом Минтруда РФ от 19.08.2016г. №438н.

2. Общие требования к организации системы охраны труда в аптечной организации


Согласно 217 статье ТК РФ в организации с численностью работников более 50 человек требуется создание службы по охране труда. Порядок её создания определяет глава 35 ТК РФ, а также Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации». Возможен и альтернативный вариант: введение в штат специалиста по ОТ. Требования к кандидату определены Приказ МЗ СР РФ от 17.05.12г. №559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»: высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» или профессиональная переподготовка, стаж работы в области ОТ не менее 3 лет.

В организациях с численностью работников менее 50 человек можно привлекать специалиста по ОТ с соответствующими квалификационными характеристиками, а также возложить его функции на одного из работников (который должен пройти специальное обучение).

Кроме того, по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, что предусмотрено 218 статьей ТК РФ. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Деятельность комитетов (комиссий) определяется Положением о комитете (комиссии) по ОТ, разрабатываемое на основании Типового положения (приказ Минтруда РФ от 24.06.2014г. №412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
3. Права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда

3.1. Обязанности работодателя.
Статья 212 ТК РФ: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:
1) безопасность своих работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и т.п.;
2) создание и обеспечение функционирования СУОТ;
3) наличие СИЗ/СКЗ (прошедших сертификацию или декларирование), а также
4) СИЗ/СКЗ, смывающими средствами (прошедших сертификацию или декларирование) работников на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
5) наличие рабочих мест, каждое из которых соответствуют требованиям ОТ;
6) установленные НПА РФ режимов труда и отдыха;
7) обучение своих сотрудников ОТ;
8) организацию проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ);
9) прохождение работниками обязательных медицинских осмотров;
10) наличие спецодежды, согласно установленным нормативам выдачи и др.

В соответствии со ст.215 ТК РФ машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия (Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 03.05.2000г. №25 «Об утверждении правил сертификации производственного оборудования»).

На основании статьи 213 ТК РФ определены категории работников, которые должны проходить обязательные медосмотры:

  • работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта;
  • работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других.
Медицинские осмотры бываю следующих видов:

  • Обязательные предварительные (при поступлении на работу);
  • Обязательные периодические;
  • Внеочередные (по медицинским рекомендациям).
В отношении фармацевтических работников также действуют требования, утвержденные приказом Минздрава РФ от 21.10.1997г. №309 «Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)», п. 6.2: Работники аптеки, занимающиеся изготовлением, контролем, расфасовкой лекарственных средств и обработкой аптечной посуды, а также соприкасающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем - профилактический осмотр в соответствии с действующими приказами МЗ РФ. Результаты осмотров заносятся в санитарную книжку» (медицинская книжка). Пунктом 10 статьи 17 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011г. №880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции» также предусмотрено: «работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза».

НПА, устанавливающим порядок прохождения медицинских осмотров, является Приказ МЗСР РФ от 12.04.2011г. №302н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Так, при поступлении сотрудника на работу, работодатель обязан дать ему направление в медицинскую организацию, с которой у него заключен договор по оказанию соответствующих услуг. После прохождения определенного набора лабораторно-функциональных исследований (указанных в п.24 или п.15 Приказа МЗСР РФ №302н), лицу, поступающему на работу, выдается на руки 1 экземпляр заключения (второй медицинская организация направляет работодателю), паспорт здоровья, и на него заводится амбулаторная карта. По результатам принимается решение о приёме на работу на соответствующую должность и заключается/не заключается трудовой договор.

По истечении нормативного срока, работающий специалист должен быть направлен на обязательный периодический осмотр. В организации утверждается график прохождения медосмотров работниками в соответствии с перечнем контингентов (также отдельно утверждается приказом руководителя), с поименным указанием сотрудников. В установленное время работник проходит медосмотр (договор с медицинской организацией). Также на руки ему выдается заключение и паспорт здоровья. По результатам принимается решение о продолжении его работы в соответствующей должности.

Фармацевтические работники (а также иные специалисты – сотрудники аптечной организации, например, работники отдела оптики), в соответствии с пп.15 и 24 Приказа МЗСР РФ №302н должны проходить медицинские осмотры 1 раз в год, за счет работодателя.

Статья 221 ТК РФ утверждает требование к работодателю по обеспечению своих работников средствами индивидуальной защиты:

- на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения;

- работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Статья 222 ТК РФ гарантирует отдельным категориям работников обеспечение молоком и иным профилактическим питанием (в соответствии с Приказ МЗСР РФ от 16.02.2009г. №45н «Об утверждении перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»).

3.2. Обязанности работника (статья 214 ТК РФ).
Работник обязан:
1) соблюдать требования ОТ, установленные законами и иными НПА, а также правилами и инструкциями по ОТ;
2) проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры;
3) проходить обучение безопасным методам и примам выполнения работ по ОТ, оказанию ПМП, инструктаж и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований ОТ;
4) правильно применять СИЗ;
5) немедленно извещать непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья.

Что касается прав работника, то по сути, - это обязанности работодателя, и наоборот, права работодателя – это обязанности работника. В связи с этим, в данной статье подробно права обеих сторон трудового договора в сфере ОТ не рассматриваются.

Далее несколько подробнее будут разобраны отдельные обязанности работодателя, в частности, по организации обучения сотрудников (по ОТ), проведения СОУТ, проведения расследования и оформления несчастных случаев на производстве.
4. Обучение по ОТ

Работодатель обязан обеспечить обучение своих сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, а также организовать проведение инструктажа по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знания требований охраны труда; не допустить к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (статья 212 ТК РФ). Обучение по охране труда осуществляется в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003г. №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».

Руководитель организации, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях… и др. должны проходить специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей.

В этом случае обучение проводится преподавателями образовательных учреждений, осуществляющими преподавание дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", руководителями и специалистами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РВ в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля, а также работниками служб охраны труда организаций, имеющими соответствующую квалификацию и опыт работы в области охраны труда. Обучение проводится - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Остальные работники должны проходить инструктажи – вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. В данном случае обучение проводится в каждой организации, специалистом по охране труда или работником, на которого приказом работодателя (или уполномоченного им лица) возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных НПА РФ с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом). За образец может быть взята программа Б.1 приложения Б.1 ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится при поступлении на работу, до начала работы, руководителями структурных подразделений организации по программам, разработанным и утвержденным в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательных и иных НПА по ОТ, локальных нормативных актов организации, инструкций по охране труда, технической и эксплуатационной документации. Также за образец программы может быть взята программа Б.2 приложения Б.2 ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

Повторный инструктаж проводится у всех работников, не реже 1 раза в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится:
• при введении новых / изменении действующих НПА, инструкций по ОТ;
• при изменении технологических процессов, оборудования и т.п.;
• при нарушении работниками требований ОТ (создание угрозы наступления тяжких последствий);
• по требованию должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
• при перерывах в работе (работы с ВУТ и ОУТ более 30 дней, для остальных – более 2х месяцев);
• по решению работодателя или уполномоченного им лица.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ (например, при ликвидации аварии и т.п.).
5. Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Одной из обязанностей работодателя также является организация проведения специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями ТК РФ, а также Федеральным законом РФ от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

СОУТ – это комплексное, последовательно осуществляемое мероприятие, включающее в себя: идентификацию вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесс и оценку уровня их воздействия на работника. По её результатам работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на "травматизм";
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.

СОУТ в организации проводят в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Исключения сделаны для следующих работников:
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися ИП.

Специальная оценка осуществляется не реже 1 (одного) раза в 5 (пять) лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении. При этом не имеет значения, выявлены или не выявлены в ходе оценки вредные или опасные факторы - через пять лет процедуру нужно будет проводить заново.

В некоторых случаях необходимо провести специальную оценку ранее чем истекли 5 (пять) лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона):
1) в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
2) работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
3) изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
5) изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
6) произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

Организовать и оплатить специальную оценку, должен работодатель, для чего необходимо привлекать специализированную организацию, имеющую аккредитацию ее испытательной лаборатории. Для проведения СОУТ компания заключает договор с такой специализированной организацией.
Следует также обратить внимание, что СОУТ должна проводится в присутствии работника.

В процессе проведения СОУТ можно выделить несколько этапов.
В ходе 1 этапа осуществляется созыв руководителем организации специальной комиссии и утверждение графика проведения мероприятия. Число членов комиссии должно быть нечетным. Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель. Помимо него в комиссию входят специалист по охране труда.

График проведения СОУТ утверждается соответствующим приказом.

На 2 этапе, до начала выполнения оценки, комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне указываются аналогичные рабочие места (ч.5, ст.9 ФЗ РФ №426-ФЗ). Аналогичными признаются рабочие места, если они отвечают в совокупности следующим условиям:
- эти места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на них сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, сырья;
- работающие на них сотрудники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

СОУТ проводится только в отношении 20 % аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест).

На следующем этапе (3 этап) с выбранной специализированной организацией работодатель заключает гражданско-правовой договор.

Следующие два этапа (4 и 5), в сущности, представляют собой собственно СОУТ – специалисты нанятой организации производит идентификацию потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы и устанавливает уровень их воздействия (в случае обнаружения).

Под идентификацией понимается сопоставление имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты утверждаются комиссией, созданной работодателем.

! Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

! Если же вредные и (или) опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона).

Непосредственные исследования и измерения осуществляются испытательной лабораторией специализированного центра. Результаты этих исследований оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов.

Далее (6 этап) подводятся итоги СОУТ:
- специализированная организация составляет Отчет о проведенной оценке, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем;
- в отчет включаются информация как о местах с обнаруженными вредными или опасными факторами, так и о местах, условия труда на которых признаны допустимыми;
- по результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах:
1) оптимальный – 1 класс;
2) допустимый – 2 класс;
3) вредный – 3 класс;
4) опасный – 4 класс.

После этого (7 этап) работодатель обязан:
- ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета.
- организовать размещение на сайте данные о результатах проведения оценки,
- подать в территориальный орган исполнительной власти по месту своего нахождения Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные и (или) опасные факторы.

В завершении (8 этап) специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:
- до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
- с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).
6. Расследование и оформление несчастных случаев на производстве

Согласно статье 227 ТК РФ, расследованию подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог и т.д, если указанные события произошли:
- в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов;
- при следовании к месту выполнения работы или с работы;
- при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте и т.д.

Порядок расследования будет зависеть от степени тяжести вреда, полученного пострадавшим сотрудником (ст. 229 ТК РФ).

Так, в случае легкого вреда расследование осуществляется в течение 3 дней, для проведения которого работодатель приказом создает комиссию, состоящую не менее, чем из 3-х человек. Возглавляет комиссию сам работодатель.

Материалы расследования несчастного случая, помимо приказа о создании комиссии, включают:
- планы, эскизы, схемы, протокол осмотра места происшествия, а при необходимости - фото- и видеоматериалы;
- документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;
- выписки из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда;
- протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;
- экспертные заключения специалистов, результаты технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний;
- медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;
- выписки из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному надзору в установленной сфере деятельности (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда и иные документы.

По результатам расследования оформляется Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 на каждого пострадавшего в 3 экземплярах (1 экземпляр – на руки пострадавшему, 2 – в Фонд социального страхования, 3 – хранится в организации 45 лет). Акт подписывают все члены комиссии, утверждается в течение 3 дней после подписания работодателем (его представителем).

Иной порядок расследования будет в случае тяжелого вреда, при групповых или смертельных случаях. Срок расследования – 15 дней. В течение суток с момента наступления несчастного случая информация о нём должна быть передана в: прокуратуру, ФОИВ СРФ по ведомственной принадлежности, территориальное объединение профсоюзных организаций, органы государственного надзора, Роспотребнадзор (случаи острого отравления). Состав комиссии расширяется за счет представителей вышеперечисленных сторонних организаций. Председатель – государственный инспектор по охране труда. По результатам также оформляется Акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 и Акт о расследовании группового (тяжелого, смертельного) несчастного случая, который вместе с остальными собранными материалами в 3-х дневный срок после оформления и подписания направляется в прокуратуру.

7. Основная документация по охране труда


В любой организации (в том числе, в аптечной) должны быть следующие документы по организации ОТ.
Основная документация по охране труда
Документация по охране труда
Документация по охране труда в аптеке

8. Контроль и надзор в сфере охраны труда / Ответственность


Сфера охраны труда контролируется следующими органами исполнительной власти РФ.
Государственный контроль и надзор в сфере охраны труда
Статьей 5.27.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Ч.1: Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
• на ДЛ - от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей;
• на ЮЛ - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Ч.2: Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
• на ДЛ - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
• на ЮЛ - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Ч.3: Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа:
• на ДЛ - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
• на ЮЛ - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Ч.4: Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа:
• на ДЛ - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
• на ЮЛ - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Ч.5: Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
• на ДЛ - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
• на ЮЛ - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Также предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьёй 143 УК РФ (Уголовный кодекс):

Ч.1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

Ч.2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ч.3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
9. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере охраны труда

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Федеральный закон РФ от 30.12.2001г. №197 «Трудовой кодекс Российской Федерации».
  3. Постановление Минтруда РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».
  4. Приказ МЗ СР РФ от 17.05.12г. №559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».
  5. Приказ Минтруда РФ от 19.08.2016г. №438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда»
  6. Приказ Минтруда РФ от 24.06.2014г. №412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
  7. ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
  8. Постановление Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003г. №1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
  9. Постановление Правительства РФ от 01.09.2012г. №875 «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
  10. Федеральный закон РФ от 01.12.2014г. №401 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 год».
  11. Постановление Правительства РФ от 15.12.2000г. №967 «Об утверждении положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний».
  12. Постановление Исполкома Федерации независимых профсоюзов России от 26.09.2007г. №4-6 «О Методических рекомендациях по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами профессиональных союзов».
  13. ГОСТ 12.4.011-89 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация», утв. постановлением Государственного комитета СССР от 27.10.1989г. №3222.
  14. Постановление Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 3.05.2000г. №25 «Об утверждении правил сертификации производственного оборудования».
  15. Приказ МЗСР РФ от 12.04.2011г. №302н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
  16. Методические рекомендации «Методологические основы проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда», утв. МЗСР РФ 14.12.2005г. (с учетом Приказа №302)
  17. Приказ МЗСР РФ от 16.02.2009г. №45н «Об утверждении перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».
  18. Приказ Минздрава СССР от 29.01.1988 N 65 «О введении Отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, ...».
  19. Типовая инструкция по охране труда провизора-аналитика и провизора-технолога, осуществляющих контроль качества лекарственных средств, утв. Минздравом СССР от 15.07.1989г.
  20. Типовая инструкция по охране труда провизора-технолога, осуществляющего прием рецептов и отпуск лекарственных средств по рецептам врачей, утв. Минздравом СССР от 15.07.1989г.
  21. Типовая инструкция по охране труда фармацевта и младшего фармацевта, осуществляющих безрецептурный отпуск готовых лекарственных средств, предметов санитарии и гигиены, ухода за больными, лекарственных трав и других медицинских изделий, утв. Минздравом СССР от 15.07.1989г.

    Данная тема также рассматривается в наших сертификационных курсах повышения квалификации и переподготовки провизоров и фармацевтов.
Полезная статья? Поделитесь в соцсетях:
Остались вопросы? Задайте их в комментариях, и наши эксперты вам ответят:
Комментарии для сайта Cackle